| Инженерный замок может обрести еще одного современнного соседа. Новый отель планируется разметить на месте тяговой подстанции N11, которая обеспечила энергией блокадный Петербург и движение возрожденного трамвая. |
| У Михайловского замка, в охранной зоне памятника, может появиться второй противозаконный новострой. Рядом с апартамент-отелем «Дом на Фонтанке» планируется возвести новую гостиницу, которая заменит знаменитую подстанцию N11. Здание тяговой подстанции N11 (набережной реки Фонтанки, 3), построенное в стиле конструктивизма, не представляет собой архитектурной ценности, поэтому не может претендовать на статус памятника. К такому мнению пришли специалисты в процессе проведения историко-культурной экспертизы объекта. Экспертиза была поддержана большинством членов Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Три члена совета проголосовали "против". На здании подстанции с 1995 года висит мраморная мемориальная доска: «Подвигу трамвайщиков Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая». Член совета Борис Кириков считает, что «доска на здании – не повод, чтобы причислят объект к памятникам». Хотя есть такой вид памятника как «памятное место», о чем Кириков не может не знать. Так что доска очень даже может быть «поводом». Теперь подстанция может быть снесена без особых церемоний. «Принятым решением мы освободили место под застройку, даже не спрашивая застройщика, что он там намерен возвести. Решение по экспертизе и планы на место нужно было увязать», — сказал член совета Борис Николащенко. Никита Явейн успокоил коллегу. «Новое строительство или реконструкция – любое из этого должно быть не выше окружающей застройки. Там не должен появиться мастодонт», — сказал он. Член Совета Владимир Лисовский считает, что историческая среда вокруг Михайловского замка разрушается уже много лет, начиная с 1970-х годов. В частности, она испорчена зданием апартамент — отеля Сопромадзе («Корпорации С»), возведенным в непосредственной близости от замка, и его домом на Манежной площади. Сегодня – это архитектурная свалка. Город потерял один из самых прекрасных ансамблей. Уничтожен вид на замок со стороны Фонтанки. Между тем, там по всем существующим законам не должен был появиться этот «мусор» — у территории были, как минимум, две степени защиты: то, что она входила в состав объединенной охранной зоны и является территорией памятника. Председатель КГИОП Вера Дементьева высказала пожелание застройщику – представителям компании ООО «Ройял Гарденс Отель» – показать совету предпроектные предложения. «Наш совет может быть полезен», — пояснила она им. Борис Кириков сообщил, что в Петербурге около 250 построек конструктивизма, из них почти 80 – внесены в реестр «Вновь выявленные объекты». Например, ДК имени Ленсовета. Напомним, что, в конце августа 2008 года состоялись общественные слушания по проекту временного регламента застройки небольшого участка (3,3 тысячи квадратных метров) в составе квартала, ограниченного набережной Фонтанки, улицы Инженерной и Замковой, а также Кленовой аллеей. Заказчиком проекта ВРЗ выступило ООО «Ройял Гарденс Отель» — 100-процентная дочерняя компания «Корпорации С». На территории ВРЗ расположены два здания — «Дом на Фонтанке», ранее построенный «Корпорацией С», и тяговая подстанция Горэлектротранса N11. На слушаниях не была представлена историко-культурная экспертиза, как того требует Градкодекс РФ. На момент проведения слушаний большая часть территории квартала находилась внутри объединенной охранной зоны Санкт-Петербурга, где было запрещено новое строительство. Кроме того, Росохранкультура официальным письмом от 18 апреля 2007 года напоминала, что «указанная территория в основном находится в границах объекта культурного наследия федерального значения Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка, и любые работы, не связанные с сохранением объекта, на этой территории запрещены». Благодаря работе подстанции весной 1942 года на улицы блокадного Ленинграда вышел первый пассажирский трамвай. В настоящее время под предлогом реконструкции здание готовится к сносу, а на месте памятника истории должен возникнуть очередной отель. В 2003 году снос подстанции и строительство новой оценивались в $ 2 млн., перенос считался серьезной технологической и финансовой проблемой. |
| Информационное агентство "Росбалт" |