Виктор Цукер, Александр Сологуб
|
В 2006 году оборот строительных компаний
Причин резвого роста строительства несколько, прежде всего это хронически неудовлетворенный спрос на жилье. Он настолько сильно превышает предложение квартир, что цены на них упорно растут последние пять лет, больше всего цены выросли в прошлом году - стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке
Благодаря росту цен физические лица и компании охотно вкладываются не в готовые квартиры, офисные, складские помещения, а в проекты. Авансовые платежи от клиентов по договорам предварительной
Но строителям этих денег недостаточно для наращивания объемов производства, они уже освоили способы привлечения средств при помощи закрытых паевых фондов, долговых бумаг и успешно продают акции даже сейчас, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на финансовых рынках, когда другие эмитенты откладывают размещения. Яркий пример - петербургская Группа ЛСР, которая продала в начале ноября этого года инвесторам 12,5% акций по 72,5 доллара за штуку, выручив за них 772 млн долларов. Все это говорит лишь о том, что в ближайшие годы ни инвесторы, ни строители не ожидают изменения ситуации в худшую сторону: спрос, а вместе с ним и цены будут расти.
По мнению Виктора Васенева, промышленное строительство выходит в лидеры по темпам роста, этому способствует активная политика властей по развитию промышленной инфраструктуры региона, а также переносу из центра города на периферию производственных объектов. «Пожалуй, пока только ниша торговой недвижимости близка к насыщению. Во всех остальных областях существует дисбаланс спроса и предложения», - отмечает генеральный директор компании Setl City Василий Селиванов. По его мнению, в ближайшие годы этот дисбаланс будет сокращаться, но резкого роста предложения ожидать не приходится. «Важно учитывать, что все те крупные проекты, которые были заявлены в последнее время, будут выводиться на рынок не разом, а постепенно, согласно потребностям рынка. Поэтому корректно говорить не о бурном росте и последующем его сокращении, а о стабильном и поступательном развитии, важную роль в котором будет играть не столько количество, сколько качество проектов», - считает Василий Селиванов.
Все это означает, что потребность в строительных материалах и технике также будет возрастать. Многие предприятия, ориентированные на стройиндустрию, продемонстрировали в прошлом году двузначные темпы роста и сохраняют их в этом году. Однако по некоторым видам стройматериалов производство не успевает за темпами строительства. Показательный пример - цемент. С октября прошлого года цены на него взлетели на 80%, превысив отметку в 6 тыс. рублей за тонну с учетом НДС. По прогнозам некоторых экспертов, до конца года стоимость этой сухой смеси приблизится к 10 тыс. рублей. Впрочем, предел, когда ввозить цемент
Стремительный рост цен на цемент привел к тому, что обзавестись собственным цементным заводиком подумывают многие олигархи. Оно и понятно: отпускная цена цемента почти втрое превышает затраты на его производство. Создать вторую по величине цементную компанию в России, конкурирующую с «Евроцементом», задумал Олег Дерипаска. Его компания «Базэлцемент», основанная в 2006 году, объявила в октябре текущего года о планах инвестировать 250 млн долларов в строительство цементного завода мощностью 2 млн тонн в год в Новгородской области. Компания уже реализует аналогичные проекты в Рязани и Краснодарском крае, а в сентябре запустила простаивавший с 2000 года Ачинский цементный завод мощностью 700 тыс. тонн в год.
Практически в любом строительстве используется металлургическая продукция. Поэтому сталелитейная отрасль оказалась в числе тех, кто выиграл от роста строительного сектора. Только за прошлый год, отмечают на Череповецком металлургическом комбинате (ЧМК) «Северсталь», потребление арматуры в стране увеличилось на 30%. «В 2006 году российские предприятия Северстали поставили на строительный рынок порядка 1,5 млн тонн металлопроката. Доля наиболее востребованного сорта стали - высококачественной термоупрочненной арматуры марки A500C - в общем объеме отгрузки ЧМК строительным компаниям достигает 80%», - говорит директор по стратегическому планированию ЧМК «Северсталь» Игорь Тимофеев.
По прогнозам ИК «Тройка Диалог», внутрироссийское потребление стальной продукции в ближайшие пять лет вырастет на 60%, существенную долю этого роста обеспечит строительный прокат. Высокий спрос со стороны стройиндустрии заставляет металлургов инвестировать средства в существующие предприятия и строительство новых. Так, два северсталевских
Похожие планы вынашивает екатеринбургский холдинг
Самосвалы - самый массовый класс строительной техники, на их долю приходится почти треть грузового парка страны. Наиболее востребованы грузовики отечественного производства - «КАМАЗ» (занимает почти две трети рынка) и «Урал». Однако у отечественных производителей сил на всех строителей не хватает. Импортеры очень стараются покрыть дефицит (только за первое полугодие 2007 года ввезено порядка 4 тыс. грузовиков). Но несмотря на все усилия, спрос остается неудовлетворенным - машины приходится ждать
Об увеличении продаж в России заявляют и производители
Отечественные компании, выпускающие
Современные кабели в последние годы пользуются у строителей столь высоким спросом, что их производители забыли, что значит работать на склад: только успевай выполнять текущие заказы. По словам Аллы Колесниковой, начальника отдела маркетинга фирмы «Севкабель» (входит
Емкость российского рынка кабеля - 3,7 млрд долларов ежегодно. Наиболее динамично растет ниша энергетических кабелей. Однако спрос на новые виды продукции превышает возможности заводов. Как следствие, дефицит нивелируется импортом, который, впрочем, при желании можно «выдавить» с рынка. Для этого надо вводить в строй современное оборудование. Многие заводы так и делают. Например,
Российские производители полированного стекла Glaverbel, Pilkington, «Салаватстекло», «Саратовстройстекло», как и кабельщики, недооценили потенциал строительного рынка. По словам финансового директора Российской стекольной компании (РСК) Александра Андреенко,
РСК занимается переработкой полированного стекла в стеклопакеты. «Российский рынок стеклопакетов в 2006 году составил 36 млн кв. м, в этом году - 41 млн кв. м, а к 2012му он может достичь 71 млн кв. м, - говорит Андреенко. - Соответственно, и мы практически в два раза расширяем свое производство. За счет этого рассчитываем в ближайшее время устранить дефицит стеклопакетов
Представители большинства смежных со стройиндустрией отраслей недооценили строительный рынок. Он пока растет значительно быстрее, чем ожидалось. В результате в минусе оказались все (кроме иностранных производителей): строители нередко переплачивают за импортную продукцию, их отечественные поставщики считают недополученную прибыль. Спохватившись, смежники наращивают мощности, при этом немногие задумываются о том, что строительная активность может прекратиться. «Рынок стройиндустрии в ближайшие