Сегодня, 25 декабря, РЖД проведет совещание рабочей группы, на котором обсудит различные варианты финансирования строительства 53-км объездной железнодорожной ветки по маршруту Заячья Горка (Соликамск) - станция Яйва, пишут "Ведомости".
Стоимость проекта составляет 8,9 млрд. руб. Необходимость дороги на данном участке появилась в июле этого года, когда в результате подтопления солевым рассолом рудника "Уралкалия" там образовался провал грунтовых пород. В июле провал был размером 50 Ч 70 м, с тех пор его границы выросли более чем до 300 Ч 190 м. По словам представителя компании "Сильвинит" Антона Субботина, расстояние от провала до железной дороги сейчас составляет всего 112 м. РЖД намерена построить новую объездную ветку длиной 6 км к 1 января 2008 года. Однако, по словам Субботина, она не может гарантировать безопасности перевозок, поскольку вода продолжает заполнять пустоты и возможно дальнейшее проседание грунта.
Строительство объездной дороги уже обсуждалось в РЖД 21 декабря. Как рассказал один из участников совещания, тогда было принято решение поделить финансирование строительства на три части: треть средств предоставит федеральный бюджет, треть - РЖД, а оставшаяся часть, т. е. 3 млрд. руб., будет распределена между предприятиями региона в зависимости от объема их перевозок. Самыми крупными перевозчиками оказались "Уралкалий" (5,5 млн. т продукции в год), "Сильвинит" (более 5 млн. т), "Березниковский азот" (1,7 млн. т), а также "ВСМПО-Ависма", "Соликамскбумпром", Березниковский содовый завод и "Содахлорат".
Представитель РЖД Дмитрий Перцев подтвердил, что подобный сценарий существует. По его словам, окончательное решение о финансировании этого проекта примет рабочая группа. Он также сообщил, что проектирование РЖД взяла на себя, выделив на эти цели 40 млн. руб. Но, по словам участника совещания, осталось лишь проработать механизм возврата частных инвестиций. Пока РЖД выдвигает труднореализуемые предложения - например, предоставить инвесторам под этот проект беспроцентную ссуду на 20 лет.
Субботин считает, что финансирование строительства объездной ветки логично было бы включить в проект строительства железнодорожной магистрали "Белкомур", которая должна соединить Урал с портами в Архангельске и Мурманске. Пермские предприятия уже заявили о готовности участвовать в финансировании "Белкомура" стоимостью 53 млрд. руб. Однако компаниям придется пойти на условия РЖД, поскольку все они возят свою продукцию по железной дороге, рассуждает аналитик Альфа-банка Андрей Федоров. Для "Сильвинита" речь идет о 100% производства. Проект строительства объездной дороги "жизненно важен" для "Сильвинита", признает и Субботин: "5,5 млн. т продукции другим путем не вывезешь". Представитель "ВСМПО-Ависма" подтвердил, что предложение РЖД получено, его компания готова профинансировать проект.
Справка :
ОАО "РЖД" учреждено Правительством РФ - в рамках первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. т грузов в год. В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.
Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. руб. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. ОАО "РЖД" создало 97 дочерних и зависимых обществ.
Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплутационная длина - 85,5 тыс. км. Занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий - 42,3 тыс. км